Франчайзинг в России: тенденции и проблемы развития

 

Идея франчайзинга все сильнее и сильнее овладевает умами российских бизнесменов. То там, то тут мы слышим из уст успешных отечественных коммерсантов мечты о переходе на франчайзинговое развитие розничной сети. Сегодня, как полагает президент Российской ассоциации развития франчайзинга /РАРФ/ Александр Майлер, в стране существует около 100 компаний-франчайзоров, тогда как через год, по его оценкам, их число возрастет на 30-50%.

Эксперты выделяют следующие основные регионы распространения франчайзинга в России:: Москва, Санкт Петербург, Урал (Екатеринбург), Западно-Сибирский регион, Восток (Владивосток) Юг (Центрально-Черноземный район).

Перечислим примеры наиболее успешных общероссийских франчайзинговых сетей. Это"Красный куб" (сеть магазинов подарков) планирует к 2004 году довести количество своих магазинов по всей России до 100.  Мебельный бренд "Феликс" тоже пошел в регионы, а бренд "Шатура" имеет сеть в 500 франчайзи в 67 субъектах РФ, из них два в Екатеринбурге. Как показала практика, за несколько месяцев оборот первого франчайзингового салона "Феликса", открытого в 2001 году в Липецке, вырос в 2,5 раза. По мнению специалистов, получат развитие в регионах сети супермаркетов, таких как "Перекресток", «Пятерочка» (также выходит через систему франчайзинга на рынок Екатеринбурга) или "Копейка", в которых сочетается большой выбор позиций (800-1500) и политика относительно невысоких цен. В регионах их ждут местные ведущие оптовики с обширными складами, развитой логистикой, которые будут не против скорректировать свою технологию под снабжение дискаунтера. Наконец. Можно назвать такие успешные франчайзинговые проекты как 1С «Франчайзинг» в сфере информационных технологий, «Шоколадница» и «Ростикс» в сфере создания сетей ресторанного обслуживания.

Переходя к регионам можно отметить следующие франчайзинговые проекты.

Санкт-Петербург
В Санкт-Петербурге по франчайзингу распространялись бренды "Золотой цыпленок", "Петербургеры", "Русская трапеза". Сейчас за дело взялись сеть кофеен "Идеальная чашка" и Интернет-компания e-MAX. В регионе работает система франчайзинга таких крупных западных кормильцев, как Pizza Hut, а в Ленинградской области несколько АЗС под маркой "ЛУКойла".

Фабрика "Первомайская заря", выпускающая готовое женское платье, решила с помощью франчайзинга построить свою фирменную торговую сеть по всей России: пока работает шесть магазинов в Петербурге, Ленобласти, Смоленске и Псковской области. В 2002 году ее новые франчайзи появятся в Туле, Перми и Волгограде.

Екатеринбург
В Екатеринбурге наиболее развиты франчайзинговые системы в сфере питания, строительства, услуг по развитию предпринимательства, упаковочном бизнесе (продукты питания и напитки), автозаправок и обслуживания автомобилей, бухгалтерского учета. Классическая франчайзинговая сеть в Екатеринбурге - кафе-мороженое "Баскин-Роббинс". Пока работают четыре кафе, однако в планы фирмы входит расширение сети. В этот проект, по оценкам экспертов, на сегодняшний день уже вложено порядка $500 млн. Отметим, что практически все известные модные бутики, расположенные в крупных торговых центрах города осуществляют свою деятельность на основе франчайзинговых соглашений.

Новосибирск
Франчайзинговые системы в Новосибирске связаны преимущественно со сферой услуг. В регионе существует несколько крупных и перспективных франчайзи.
Пример франчайзинга российского происхождения - компания F1, являющаяся франчайзи 1С. Надо отметить, что у этой московской фирмы по России более 2 тысяч франчайзи, а в Новосибирске - 15, но F1 самая крупная из них, компания продает около 50 пакетов 1С стоимостью от $70 до $3000, а также занимается установкой и программным обслуживанием - к этому ее обязывает договор с франчайзером. Согласно ему франчайзи также ведут утвержденную брендодержателем политику на местном рынке: например, устанавливается единая цена на продукт в регионе, демпинг и продажа контрафактной продукции - самые страшные грехи, за которые договор франчайзинга расторгается.

 Не смотря на очевидное распространение франчайзинговых схем организации товародвижения, эксперты отмечают ряд определенных трудностей, сдерживающих развитие бизнеса в этом направлении. Их можно разделить на юридические, социально-психологические и экономические.

Во-первых, российские компании-франчайзеры считают, что в ГК есть статьи, написанные в ущерб их интересам.

Так, по ст.1034 ГК РФ франчайзер несет солидарную ответственность за франчайзи. На первый взгляд логика понятна: законодательство устанавливает повышенную защиту прав потребителя концессионных (франчайзинговых) товаров, работ и услуг, предусматривая субсидиарную ответственность правообладателя за их качество. Вступая в отношения с пользователем, потребитель вправе рассчитывать на получение результата, эквивалентного тому, который он получил бы непосредственно от правообладателя. Для обеспечения этого определенные обязанности возложены на франчайзера.

Итак, требования к правообладателю определены в Общих правилах об ответственности продавца за качество продаваемых товаров, установленных ст.469–477 ГК (см. также Специальные правила о розничной купле-продаже — ст.503–505ГК) и в Общих правилах об ответственности подрядчика за качество выполненных работ, установленных ст.721–725 ГК (см. также Специальные правила об ответственности за качество работ, выполняемых по бытовому подряду — ст.737 ГК). Эти правила распространяются и на оказание возмездных услуг. Таким образом, если по договору франчайзинга (договору концессии) пользователь не только продает, но и сам производит товар правообладателя (производственный франчайзинг), то потребитель имеет право заявить свои требования по поводу такого товара, как любой, так и обеим сторонам. Однако солидарная ответственность предусматривает корпоративное ведение бизнеса, а франчайзи — это все-таки независимый предприниматель. А из-за отсутствия соответствующих нормативных рычагов франчайзер лишен возможности цивилизованного давления на недобросовестного франчайзи, бросающего тень на всю структуру.

Далее, не удовлетворяет франчайзеров и требование не изменять условия договора при его продлении. Если ситуация на рынке меняется, то правообладатель вынужден перезаключать договор в ущерб своим интересам.

Наконец, компания, продающая концессию, не имеет права диктовать франчайзи свою ценовую политику. Так, ст.1033 ГК содержит запреты на включение в договор условий, ограничивающих права пользователя (по вопросам цены продаваемых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и определения круга потребителей), под страхом их недействительности (ст.422 ГК)!!! А если партнеры не согласятся поддерживать единый уровень цен, и их предприятия, скажем, два «Ростикcа», будут расположены рядом, то, что делать? Идти франчайзеру в суд бесполезно — требования компании к проведению единой ценовой политики, скорее всего, будут признаны безосновательными.

Подобные законодательные ограничения заставляют российских франчайзеров быть особенно осторожными в выборе потенциальных партнеров. К примеру, именно поэтому «РосИнтер» (торговая марка «Ростикc»), чтобы минимизировать риски, связанные с недобросовестностью франчайзи, продает свои франшизы только в Москве и Подмосковье, т.к., по мнению руководства этой франчайзинговой системы, здесь легче найти надежных контрагентов.

     Таким образом, говорить же о возможном массовом развитии франчайзинга можно будет только в том случае, если будет внесен ряд изменений в российской законодательство, регулирующее вопросы интеллектуальной собственности, включая касающиеся товарных знаков и предусмотренные главой 54 ГК РФ, регламентирующей правоотношения по договору коммерческой концессии.

Следующий комплекс проблем можно обозначить как социально-психологический.

           Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей - потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных.

       Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная правовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами.

      Еще одной очень существенной социально-психологической проблемой франчайзинга является боязнь предпринимателей, потенциальных франчайзи, "потерять свое лицо". Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.

     В реальности по франчайзинговой схеме работает абсолютное большинство российских торговых сетей. Но они предпочитают не афишировать это. «Если вы купите что-нибудь в магазине компании «М-видео» или «Мир» (впрочем, как и во многих других – RBC daily), вы увидите, что на чеке указано какое-нибудь ООО «ХХХ», - говорит Владимир Скопцов. - Это означает, что магазин с вывеской «Мир» является самостоятельным юридическим лицом. Это завуалированная форма франшизы». По мнению Владимира Скопцова, причина этого явления довольно проста и заключается в опасениях компании потерять клиентов, если они узнают, что магазины известной сети на самом деле ей не принадлежат, а работают сами по себе, используя лишь вывеску. «Если такой магазин продаст некачественный товар или как-нибудь не так обслужит покупателя, последний не будет разбираться, кому принадлежит магазин, - считает Скопцов. – Он перестанет ходить в любые магазины этой сети. Поэтому компаниям просто нет смысла афишировать эту схему работы». Зато есть смысл ее активно использовать. Как утверждает директор компании 1С Борис Нуралиев: «На сегодня франшиза – это наиболее реальный путь, позволяющий в сфере сервиса и торговли эффективно сочетать технологическую и маркетинговую мощь крупной структуры с эффективностью и внимательностью к клиенту, характерными для небольших частных фирм» (информация  - сказал RBC daily), Эксперты, кстати, полагают, что франчайзинговые конгломераты – хорошая альтернатива холдингам, для существования которых у нас сейчас нет законодательной базы. «Для работы по франчайзинговой схеме никаких особых законов не надо, - считает Владимир Скопцов. – Достаточно гражданского кодекса, в котором записано право заключать договор о намерениях». Впрочем, та статья, которая позволяет вести бизнес по франчайзинговой схеме, по мнению экспертов, тормозит его развитие. «Статья, позволяющая заключать договор коммерческой концессии, в существующей редакции провоцирует недоверие между покупателем и продавцом франшизы, - считает аналитик департамента консалтинга РБК Валентин Крохин, - поскольку человек, покупающий франшизу, не несет никакой ответственности перед продавцом. Он может полностью обучиться у продавца, проработать год, а потом сменить вывеску и начать самостоятельный бизнес. Продавец франшизы теряет роялти. На Западе по закону покупатель франшизы не имеет права покидать продавца и начинать самостоятельный бизнес». Также тормозят развитие франчайзинга обычные российские проблемы. «Забюрократизированность, высокие налоги толкают небольшие предприятия к теневому ведению дел, а для франчайзинговых отношений важна прозрачность», - считает Борис Нуралиев.

Наконец третий узел проблем – экономический. Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Последнее десятилетие, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике. Постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров. Регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи.

Попытка получить стартовый капитал в виде банковского кредита также сталкивается с рядом проблем: так уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным. Так существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.

 

Пути преодоления проблем по оценке экспертов.

·                   Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности.
Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные законы и нормативные акты.

·                   Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.

·                   Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.

·                   Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

 

Статья подготовлена на основе информации Электронной библиотеки «База опыта и знаний «Атлас аналитика». www.atlas-analytic.com

 

 

Hosted by uCoz