Идея
франчайзинга все сильнее и сильнее овладевает умами российских бизнесменов. То там,
то тут мы слышим из уст успешных отечественных коммерсантов мечты о переходе на
франчайзинговое развитие розничной сети. Сегодня, как полагает президент Российской ассоциации развития
франчайзинга /РАРФ/ Александр Майлер, в стране существует около 100
компаний-франчайзоров, тогда как через год, по его оценкам, их число
возрастет на 30-50%.
Эксперты выделяют следующие основные
регионы распространения франчайзинга в России::
Москва, Санкт Петербург, Урал (Екатеринбург), Западно-Сибирский регион, Восток
(Владивосток) Юг (Центрально-Черноземный район).
Перечислим примеры наиболее успешных
общероссийских франчайзинговых сетей. Это"Красный куб" (сеть
магазинов подарков) планирует к 2004 году довести количество своих магазинов по
всей России до 100. Мебельный бренд
"Феликс" тоже пошел в регионы, а бренд "Шатура" имеет сеть
в 500 франчайзи в 67 субъектах РФ, из них два в Екатеринбурге. Как показала
практика, за несколько месяцев оборот первого франчайзингового салона
"Феликса", открытого в 2001 году в Липецке, вырос в 2,5 раза. По
мнению специалистов, получат развитие в регионах сети супермаркетов, таких как
"Перекресток", «Пятерочка» (также выходит через систему франчайзинга
на рынок Екатеринбурга) или "Копейка", в которых сочетается большой
выбор позиций (800-1500) и политика относительно невысоких цен. В регионах их
ждут местные ведущие оптовики с обширными складами, развитой логистикой,
которые будут не против скорректировать свою технологию под снабжение
дискаунтера. Наконец. Можно назвать такие успешные франчайзинговые проекты как
1С «Франчайзинг» в сфере информационных технологий, «Шоколадница» и «Ростикс» в
сфере создания сетей ресторанного обслуживания.
Переходя к регионам можно отметить
следующие франчайзинговые проекты.
Санкт-Петербург
В Санкт-Петербурге по франчайзингу распространялись бренды "Золотой
цыпленок", "Петербургеры", "Русская трапеза". Сейчас
за дело взялись сеть кофеен "Идеальная чашка" и Интернет-компания e-MAX.
В регионе работает система франчайзинга таких крупных западных кормильцев, как
Pizza Hut, а в Ленинградской области несколько АЗС под маркой
"ЛУКойла".
Фабрика "Первомайская заря", выпускающая готовое женское платье, решила с помощью франчайзинга
построить свою фирменную торговую сеть по всей России: пока работает шесть
магазинов в Петербурге, Ленобласти, Смоленске и Псковской области. В 2002 году
ее новые франчайзи появятся в Туле, Перми и Волгограде.
Екатеринбург
В Екатеринбурге наиболее развиты франчайзинговые системы в сфере питания,
строительства, услуг по развитию предпринимательства, упаковочном бизнесе
(продукты питания и напитки), автозаправок и обслуживания автомобилей,
бухгалтерского учета. Классическая франчайзинговая сеть в Екатеринбурге -
кафе-мороженое "Баскин-Роббинс". Пока работают четыре кафе, однако в
планы фирмы входит расширение сети. В этот проект, по оценкам экспертов, на
сегодняшний день уже вложено порядка $500 млн. Отметим, что практически все
известные модные бутики, расположенные в крупных торговых центрах города
осуществляют свою деятельность на основе франчайзинговых соглашений.
Новосибирск
Франчайзинговые системы в Новосибирске связаны преимущественно со сферой услуг.
В регионе существует несколько крупных и перспективных франчайзи.
Пример франчайзинга российского происхождения - компания F1, являющаяся
франчайзи 1С. Надо отметить, что у этой московской фирмы по России более 2
тысяч франчайзи, а в Новосибирске - 15, но F1 самая крупная из них, компания
продает около 50 пакетов 1С стоимостью от $70 до $3000, а также занимается
установкой и программным обслуживанием - к этому ее обязывает договор с
франчайзером. Согласно ему франчайзи также ведут утвержденную брендодержателем
политику на местном рынке: например, устанавливается единая цена на продукт в
регионе, демпинг и продажа контрафактной продукции - самые страшные грехи, за
которые договор франчайзинга расторгается.
Не смотря на очевидное распространение франчайзинговых схем
организации товародвижения, эксперты отмечают ряд определенных трудностей,
сдерживающих развитие бизнеса в этом направлении. Их можно разделить на
юридические, социально-психологические и экономические.
Во-первых, российские компании-франчайзеры считают, что в ГК есть
статьи, написанные в ущерб их интересам.
Так, по ст.1034 ГК РФ франчайзер несет
солидарную ответственность за франчайзи. На первый взгляд логика понятна:
законодательство устанавливает повышенную защиту прав потребителя концессионных
(франчайзинговых) товаров, работ и услуг, предусматривая субсидиарную
ответственность правообладателя за их качество. Вступая в отношения с
пользователем, потребитель вправе рассчитывать на получение результата,
эквивалентного тому, который он получил бы непосредственно от правообладателя.
Для обеспечения этого определенные обязанности возложены на франчайзера.
Итак, требования к правообладателю
определены в Общих правилах об ответственности продавца за качество продаваемых
товаров, установленных ст.469–477 ГК (см. также Специальные правила о розничной
купле-продаже — ст.503–505ГК) и в Общих правилах об ответственности подрядчика
за качество выполненных работ, установленных ст.721–725 ГК (см. также
Специальные правила об ответственности за качество работ, выполняемых по
бытовому подряду — ст.737 ГК). Эти правила распространяются и на оказание
возмездных услуг. Таким образом, если по договору франчайзинга (договору
концессии) пользователь не только продает, но и сам производит товар
правообладателя (производственный франчайзинг), то потребитель имеет право
заявить свои требования по поводу такого товара, как любой, так и обеим
сторонам. Однако солидарная ответственность предусматривает корпоративное
ведение бизнеса, а франчайзи — это все-таки независимый предприниматель. А
из-за отсутствия соответствующих нормативных рычагов франчайзер лишен
возможности цивилизованного давления на недобросовестного франчайзи, бросающего
тень на всю структуру.
Далее, не удовлетворяет франчайзеров и
требование не изменять условия договора при его продлении. Если ситуация на
рынке меняется, то правообладатель вынужден перезаключать договор в ущерб своим
интересам.
Наконец, компания, продающая концессию,
не имеет права диктовать франчайзи свою ценовую политику. Так, ст.1033 ГК
содержит запреты на включение в договор условий, ограничивающих права
пользователя (по вопросам цены продаваемых им товаров, выполняемых работ,
оказываемых услуг и определения круга потребителей), под страхом их
недействительности (ст.422 ГК)!!! А если партнеры не согласятся поддерживать
единый уровень цен, и их предприятия, скажем, два «Ростикcа», будут расположены
рядом, то, что делать? Идти франчайзеру в суд бесполезно — требования компании
к проведению единой ценовой политики, скорее всего, будут признаны
безосновательными.
Подобные законодательные ограничения
заставляют российских франчайзеров быть особенно осторожными в выборе
потенциальных партнеров. К примеру, именно поэтому «РосИнтер» (торговая
марка «Ростикc»), чтобы минимизировать риски, связанные с недобросовестностью
франчайзи, продает свои франшизы только в Москве и Подмосковье, т.к., по
мнению руководства этой франчайзинговой системы, здесь легче найти надежных
контрагентов.
Таким образом, говорить же о возможном массовом
развитии франчайзинга можно будет только в том случае, если будет внесен ряд
изменений в российской законодательство, регулирующее вопросы интеллектуальной
собственности, включая касающиеся товарных знаков и предусмотренные главой 54
ГК РФ, регламентирующей правоотношения по договору коммерческой концессии.
Следующий комплекс проблем можно
обозначить как социально-психологический.
Первое, с чем
сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие
собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей -
потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно
скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в
России, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только
путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в
отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и
успешных, и неудачных.
Очень серьезной
проблемой франчайзинга в нашей стране становится традиционное пренебрежение к
интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную
форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной
собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация
бизнес-процессов и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа,
подкрепленная правовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут
уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет
недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности
должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами.
Еще одной очень
существенной социально-психологической проблемой франчайзинга является боязнь
предпринимателей, потенциальных франчайзи, "потерять свое лицо".
Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи
работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в
крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким
исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все
прочие потери.
В реальности по франчайзинговой схеме работает
абсолютное большинство российских торговых сетей. Но они предпочитают не афишировать
это. «Если вы купите что-нибудь в магазине компании «М-видео» или «Мир» (впрочем,
как и во многих других – RBC daily), вы увидите, что на чеке указано какое-нибудь
ООО «ХХХ», - говорит Владимир Скопцов. - Это означает, что магазин с вывеской «Мир»
является самостоятельным юридическим лицом. Это завуалированная форма франшизы».
По мнению Владимира Скопцова, причина этого явления довольно проста и заключается
в опасениях компании потерять клиентов, если они узнают, что магазины известной
сети на самом деле ей не принадлежат, а работают сами по себе, используя лишь вывеску.
«Если такой магазин продаст некачественный товар или как-нибудь не так обслужит
покупателя, последний не будет разбираться, кому принадлежит магазин, - считает
Скопцов. – Он перестанет ходить в любые магазины этой сети. Поэтому компаниям просто
нет смысла афишировать эту схему работы». Зато есть смысл ее активно использовать. Как утверждает директор компании
1С Борис Нуралиев: «На сегодня франшиза – это наиболее реальный путь, позволяющий
в сфере сервиса и торговли эффективно сочетать технологическую и маркетинговую мощь
крупной структуры с эффективностью и внимательностью к клиенту, характерными для
небольших частных фирм» (информация - сказал
RBC daily), Эксперты, кстати, полагают, что франчайзинговые конгломераты
– хорошая альтернатива холдингам, для существования которых у нас сейчас нет законодательной
базы. «Для работы по франчайзинговой схеме никаких особых законов не надо, - считает
Владимир Скопцов. – Достаточно гражданского кодекса, в котором записано право заключать
договор о намерениях». Впрочем, та статья, которая позволяет вести бизнес по франчайзинговой
схеме, по мнению экспертов, тормозит его развитие. «Статья, позволяющая заключать
договор коммерческой концессии, в существующей редакции провоцирует недоверие между
покупателем и продавцом франшизы, - считает аналитик департамента консалтинга РБК
Валентин Крохин, - поскольку человек, покупающий франшизу, не несет никакой ответственности
перед продавцом. Он может полностью обучиться у продавца, проработать год, а потом
сменить вывеску и начать самостоятельный бизнес. Продавец франшизы теряет роялти.
На Западе по закону покупатель франшизы не имеет права покидать продавца и начинать
самостоятельный бизнес». Также тормозят развитие франчайзинга обычные российские
проблемы. «Забюрократизированность, высокие налоги толкают небольшие предприятия
к теневому ведению дел, а для франчайзинговых отношений важна прозрачность», - считает
Борис Нуралиев.
Наконец третий узел проблем – экономический. Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России становится
отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в
первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров.
Последнее десятилетие, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в
России, отличается отсутствием стабильности в экономике. Постоянными скачками в
развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на
все виды товаров. Регулярными переделами собственности, что не может не
задевать франчайзи.
Попытка получить стартовый капитал в виде банковского кредита также
сталкивается с рядом проблем: так уровень доходности франчайзи,
с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный
рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата
кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и
вовсе невозможным. Так существующая правовая система еще больше затрудняет
кредитование франчайзи.
Пути преодоления проблем по оценке
экспертов.
·
Для развития франчайзинга в
России имеются достаточно широкие возможности.
Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения
соответствующих изменений в связанные законы и нормативные акты.
·
Необходимо включение в правительственную
программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.
·
Очень важно создание системы налоговых
льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой
системы.
·
Целесообразно предоставить возможность
применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.
Статья подготовлена на основе
информации Электронной библиотеки «База опыта и знаний «Атлас аналитика». www.atlas-analytic.com